Дорожка 13. Оценка линейности стереокартины на разных уровнях громкости, способности звукового тракта
к передаче полифонии и макродинамика.
 
Описание фонограммы и порядок судейства:
 
фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала
московской консерватории. Запись изначально цифровая (звуковой сигнал оцифровывался непосредственно после
микрофонов) в формате 24 бит/ 96 кГц, который потом, после мастеринга, приводился к стандартному формату записи
компакт-дисков 16 бит/ 44 кГц. По замыслу звукорежиссёра, слушатель должен находится где-то в середине зала и ощущать
общее звучание оркестра с максимальной воздушностью и объёмом. Поэтому музыканты как бы отдалены от слушателя.
Приведённый фрагмент состоит из четырёх частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости. И первая часть,
звучащая совсем тихо (piano pianissimo) и вторая (piano), и громкие заключительные (forte, forte fortissimo) должны
восприниматься слушателем одинаково натурально. Пиццикато группы струнных инструментов в первой части звучит очень
ясно, чётко различимы щипки струн музыкантами. Солирующие медные инструменты во второй части фонограммы легки,
воздушны и полновесны, и, несмотря на некоторую выдвинутость вперёд, не затмевают, а наоборот, подчёркивают своим
рельефом струнную группу.
 
Третья и четвёртая, наиболее громкие части этой фонограммы, совсем не просты для звукового тракта, поскольку оркестр
звучит здесь очень мощно. Третья часть начинается вступлением большой группы виолончелей. Хороший по динамике
звуковой тракт передаёт эту часть полифоническую часть фонограммы легко и музыкально. На слух кажется, что общее
звучание как бы развёртывается перед слушателем и даже чуть приподнимается вверх. Восприятие такого большого
количества струнных и духовых инструментов должно быть чистым и натуральным. Музыкальный образ не должен сливаться
в общее "облако", наполненное инструментами, их различимость должна по-прежнему оставаться высокой. Четвёртая часть
по ощущению громкости должна быть апофеозом по эмоциональности и энергетике, не утрачивая при этом прежней чистоты
и различимости звучания инструментов.
 
а) линейность стереокартины на разных уровнях громкости
 
1а) если оркестр в первой части на самой малой громкости звучит слишком тихо, вяло и невнятно (струнное пиццикато "ватно"
и неразборчиво) и наблюдается тембральная разница в звучании на малом и среднем уровнях, судья снимает с
максимальной оценки до пяти штрафных баллов.
 
б) полифония и макродинамика
 
1б) если в третьей части оркестр начинает звучать общей "кашей", в которой слабо различимы не только отдельные, но и
группы музыкальных инструментов, судья снимает с максимальной оценки до пяти штрафных баллов;
 
2б) если в финальной части фонограммы громкость по сравнению с предыдущей увеличивается незначительно, недостаёт
динамики, энергетики, (нет лёгкости в звучании) и (или) начинают наблюдаться перегрузка и искажения звуковой сцены,
судья может снять с общей оценки ещё до пяти штрафных баллов.
 
Оценка:
 
Линейность стереокартины на разных уровнях громкости, способность звукового тракта к передаче полифонии и
макродинамика оцениваются судьями раздельно.
 
Максимальное количество штрафных баллов:
 
а)  5,
 
б)  10.
 
После окончания этой дорожки судьи останавливают воспроизведение и вносят в протокол специальные
дополнительные оценки:
 
а) если во время судейства в паузах между дорожками в звуковом тракте прослушивались электрические шумы
(самовозбуждение, наводки от генератора при заведённом автомобиле) или механические шумы или щелчки (часы,
переключение головного устройства), то судьи вправе снять с общей оценки 2 штрафных балла;
 
б) если во время судейства левый и правый каналы были перепутаны местами (дорожка 9), то судьи вправе снять с общей
оценки ещё 2 штрафных балла.
 
На этом обязательная процедура судейства заканчивается. Судьи с помощью владельца автомобиля (Участника
соревнований) извлекают тест-диск из головного устройства, покидают автомобиль и сдают главному судье свои протоколы.
 
Подведение итогов соревнований.
 
После подсчёта баллов по обязательной программе объявляется общий результат. Выигравшим считается Участник
соревнований, автомобиль которого набрал наибольшее количество баллов.
 
В случае равенства баллов первенство между соревнующимися определяется по дополнительному тестированию по
дорожке 14. Если равенство баллов сохранится и в этом случае, звуковые тракты автомобилей Участников с помощью
спектроанализатора измеряются на наименьшую неравномерность АЧХ по дорожке 15.